?

Log in

No account? Create an account
сообщество "Звукорежиссура" [entries|archive|friends|userinfo]
Звукорежиссура

[ website | Привоз звукового оборудования из Европы (www.thomann.de) ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Компрессия задом наперед [May. 2nd, 2009|01:19 am]
Звукорежиссура

ru_zvuk

[razar]
Хочу поделиться одной идеей, которая пришла в голову. Может быть, это известная штука, не знаю.

У компрессора есть такой параметр как атака. Грубо говоря, это время которое компрессор тупит и анализирует уровень сигнала, до того как начинает понижать громкость звука в соответствии с ratio. Если поставить маленькое время, то давить компрессор будет эффективнее, но возникают искажения фронтов, и это слышно.

(для простоты эксперимента мы не будем рассматривать компрессоры, в которых есть такой параметр как lookahead time)

Сами звуки естественного происхождения, например звуки ударных инструментов, часто имеют резкую атаку и потом громкость экспоненциально спадает. Получается, что как раз эту резкую атаку компрессор в той или иной степени деформирует.

Идея вот в чем: взять исходную запись и развернуть ее задом наперед. В этом случае у нас получается наоборот - плавный подъем громкости, а потом резкий обрыв. Если пройтись по этому компрессором, то ему будет уже проще подстроится под плавно нарастающую громкость. Появляется правда некий артефакт уже из-за release time, когда громкость резко спадает после пика, то есть чуть излишне давится хвост, но это не так важно.

Вот пример: http://www.sendspace.com/file/68za7x

Исходный файл start.wav - просто запись оверхедов барабанной установки из одной сессии. Далее, straight_compr.wav - прямая компрессия, Oxford Dynamics Native, threshold -20 dB, atack 6 ms, hold 10 ms, release 100 ms, ratio 3:1, потом нормалайз под 99%. reverse_compr.wav - все то же самое, только сначала файл разворачивается задом наперед, а после компрессирования разворачивается назад и тоже нормалайз 99%.

Если сравнить, то можно заметить, что в первом случае общая громкость лишь слегка прибавилась, а уже заметны на слух некоторые искажения в атаках. Конечно я понимаю, что настройки надо оптимизировать под желаемый результат, и при таких настройках от компрессора мало толку. Но во втором случае при тех же параметрах компрессора намного сильнее выросла общая громкость, а искажений в атаках при этом не наблюдается.

UPD: Такую компрессию совсем не круто вешать на мастер и вообще на многоуровневые полифоничные треки - с продолжительными звуками на заднем плане начинается непонятная фигня, они то тонут, то вылезают. Реверберация может прибавляться и убавляться, так что лучше обрабатывать сухие сигналы. Хорошо такая компрессия идет на малый барабан, на оверхеды, но опять же, если идет например ритмичный малый барабан и продолжительный, длящийся несколько ударов малого крэш, то тоже не круто.

А вообще такая операция может в некоторых местах заменить связку компрессора и последующего лимитера. То есть по эффективности сжатия, это сильная вещь.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: andrewjazz
2009-05-02 12:03 am (UTC)

upward compression?

..while the less common upward compression involves making sounds below the threshold louder while the louder passages remain unchanged
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: razar
2009-05-02 12:15 am (UTC)

Re: upward compression?

Не, это немного другая тема.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fan_d_or
2009-05-02 12:21 am (UTC)
У компрессора есть такой параметр как атака. Грубо говоря, это время которое компрессор тупит и анализирует уровень сигнала, до того как начинает понижать громкость звука

Неверное определение - атака есть длительность переднего фронта, а не длительность паузы.

Получается, что как раз эту резкую атаку компрессор в той или иной степени деформирует.

Тоже неверно - как раз чем больше время атаки (включая и время детектирования), тем меньше искажения фронта _сигнала_. Ведь в этом периоде усиление максимально и соответствует тому, что было в предыдущей паузе фонограммы. И если установить регулятор "атака" на максимум, то фронт _срабатывания_ компрессора будет длительный, а значит и наименьшими искажения, вносимые компрессором. Естественно, что амплитуда сигнала в этот момент будет максимальной и может перегрузить последующий тракт - но это уже проблемы тракта, но не компрессора.

Что касается самой идеи реверсного алгоритма - то это и вправду интересно. Но не по предполагаемой вами причине, а по причине появления _новых_ возможностей.
Жаль только, что реализуем этот алгоритм не на реал-тайме...

Что касается искажений - то для того и существуют пик-лимитеры, что б реально _быстро_ придушивать пики. Подстригает надёжно и искажений не слышно - и проверено на практике...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: razar
2009-05-02 12:30 am (UTC)
Неверное определение - атака есть длительность переднего фронта, а не длительность паузы.

Я не хотел сказать, что там есть какая-то пауза, просто имел в виду что определенный участок пропускается без изменения уровня.

Тоже неверно - как раз чем больше время атаки (включая и время детектирования), тем меньше искажения фронта _сигнала_.

Это понятно. Чем больше время атаки, тем плавнее меняется гейн. Но эффективность работы по увеличению общего RMS у медленного компрессора меньше. А когда задом наперед, то ему не приходится пропускать атаку, потому что подъемы плавные.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tivision
2009-05-02 01:04 pm (UTC)
Очень интересная идея. Спасибо! ;-)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: razar
2009-05-03 10:12 pm (UTC)
На здоровье :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: p_h_langer
2009-05-02 04:05 pm (UTC)
вообще мысль интересная
другой вопрос - зачем надо умучивать барабаны компрессором
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: razar
2009-05-03 10:04 pm (UTC)
Ну в той или иной степени потребность в компрессии есть, важно вовремя остановиться, чтоб не получилось потом как в песне compressing faster! limit your master! :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: tivision
2009-05-04 12:40 am (UTC)
Интересно, а какие еще есть способы заставить барабаны звучать в плотном миксе, при условии, что микс делается в цифре? ;-))) Конечно, если речь идет о джазе, то там компрессор - запрещенный прием, но там и специфика записи другая совершенно. А так, даже лента, которую вы так превозносите, есть ни что иное, как компрессор с нулевым временем атаки.

И вообще, грамотное использование компрессии и отличает умелого звукорежиссера от неумелого.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: muddy_l
2009-05-02 07:59 pm (UTC)
Проблема тут только одна: поскольку все настройки компрессора подбираются, как правило, на слух...Придется и мозги, я извиняюсь конечно, раком поставить.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: razar
2009-05-03 09:59 pm (UTC)
Да, либо мозги раком :) либо на маленьком кусочке тренироваться в несколько итераций.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: tormented_burn
2009-05-04 01:14 pm (UTC)
помоему идея гениальна.
после аппаратных компрессоров которые работали в режиме онлайн так сказать, и появления уже цифровых компрессоров которые умели заглядывать вперед ЭТО - свежая идея.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: razar
2009-05-04 03:47 pm (UTC)
:)) Кстати, ничто не мешает попробовать в таком режиме какой-нибудь аппаратный оптокомпрессор, например.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: keereel
2009-05-06 02:28 pm (UTC)
если кому интересно, вот тут - http://www.audiopro.ru/audiopro/koe-chto-zhzh-shnogo-ru-zvuk - ещё пообсуждали, и есть пример на реальном тракте мастеринговой студии А.Субботина.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: razar
2009-05-07 10:44 pm (UTC)
Да, я видел. Прикольно что Субботин протестировал метод :) В его тестах не так просто обнаружить различие, как у меня, но все-таки заметно, что прямая компрессия на мастер лучше. В обратной странная фигня трепыхается в тихих задних планах.
(Reply) (Parent) (Thread)